Меры административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства
от 30 декабря 2021 года
Меры административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства
Административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства зачастую для нарушителей антимонопольного законодательства, в частности штрафные санкции воспринимаются не как мера ответственности, но как "необходимая плата" за получение сверхприбыли в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Ответственность за нарушение антимонопольных требований установлена в различных статьях КоАП РФ, при этом законодательно определен круг лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности.
1) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, а также государственных внебюджетных фондов;
2) коммерческие и некоммерческие организации и их должностных лиц;
3) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Необходимым элементом состава правонарушения является наличие вины, если иное прямо не установлено законодателем.
Действующим законодательством предусмотрена возможность привлечения виновных лиц к административной ответственности:
- за нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии (ст. 9.15 КоАП РФ);
- за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в части заключения и исполнения договора по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. ч. 6 и 12 ст. 9.16 КоАП РФ);
- за нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо правил подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения (ст. 9.21 КоАП РФ);
- за ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (ст. 14.9 КоАП РФ);
- за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 КоАП РФ);
- за манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности) (ст. 14.31.2 КоАП РФ);
- за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности (ст. 14.32 КоАП РФ);
- за недобросовестную конкуренцию (ст. 14.33 КоАП РФ);
- за нарушение антимонопольных правил, установленных федеральным законом, при осуществлении торговой деятельности (ст. 14.40 КоАП РФ);
- за нарушение установленных федеральным законом требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности (ст. 14.41 КоАП РФ);
- за нарушение установленных федеральным законом требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности (ст. 14.42 КоАП РФ);
- за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания ФАС России, его территориального органа о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, или выданного при осуществлении контроля за использованием государственной или муниципальной преференции законного решения, предписания о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством действий (ч. 2.1 ст. 19.5 КоАП РФ), о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством действий, направленных на обеспечение конкуренции (ч. 2.2 ст. 19.5 КоАП РФ), о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам (работам, услугам) или выданного при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией законного решения, предписания о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством действий, направленных на обеспечение конкуренции (ч. 2.3 ст. 19.5 КоАП РФ), предписания о прекращении недобросовестной конкуренции (ч. 2.5 ст. 19.5 КоАП РФ), предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законного решения, предписания ФАС России, ее территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий (ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ);
- за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в ФАС России, его территориальные органы (ст. 19.8 КоАП РФ);
- за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса (ст. 19.8.1 КоАП РФ).
Как было отмечено Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 июня 2009 г. N 11-П, в силу ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания
С учетом того, что санкции представляют собой лишь негативные последствия нарушения антимонопольного законодательства, их применение не обеспечивает восстановления конкурентной среды и создания условий для ее существования, законом особо оговаривается, что привлечение к административной ответственности виновных лиц не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа.
Документы:
Документ |
Загрузочный сектор |
Меры административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства |
скачать |