Порядок рассмотрения обращений граждан на действия судебных приставов - исполнителей
от 15 ноября 2021 года
Порядок рассмотрения обращений граждан на действия судебных приставов - исполнителей
В прокуратуру города поступают многочисленные обращения граждан и организаций на действия (бездействия) и решения судебных приставов-исполнителей. Граждане, как правило, обращаются до рассмотрения их обращений в порядке ведомственного контроля вышестоящими должностными лица межрайонных отделов судебных приставов.
В соответствии со статьей 121 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) установлено, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, в связи с этим, указанные жалобы направляются прокуратурой города для организации проверки в Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее – УФССП по Иркутской области).
Согласно статьи 122 Закона № 229-ФЗ жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. В случае, если лицо не извещено о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
На основании части 1 статьи 18 Закона № 229-ФЗ пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен при условии, что одновременно с жалобой подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока и должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, признает причины пропуска срока уважительными, а срок подачи ходатайства о восстановлении срока разумным.
Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.
Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации, в подчинении которого они находятся (статья 123 Закона № 229-ФЗ).
По результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, должностное лицо ее рассмотревшее, обязано вынести решение в форме постановления о признании жалобы обоснованной (частично обоснованной) или необоснованной, копия которой направляется в адрес заявителя в трехдневный срок со дня принятия.
Таким образом, для оперативного разрешения обращений по исполнению требований исполнительных документов их необходимо подавать в межрайонный отдел судебных приставов, действия или решения которых обжалуются. При несогласии с принятым по обращению решением старшего судебного пристава межрайонного отдела, жалоба может быть подана в УФССП по Иркутской области, прокуратуру или суд.
При обращении с жалобой на действия или решения должностных лиц судебных приставов - исполнителей в прокуратуру города следует указывать конкретные факты нарушения прав, допущенные сотрудниками межрайонного отдела и требующие принятие мер прокурорского реагирования.
Помощник прокурора города А.В.Сергеева